Возвращение к советским традициям: в российских школах снова будут оценивать поведение учеников

05.09.2025, 18:35 , Светлана Семиноженко

С 1 сентября 2025 года в ряде российских регионов стартует эксперимент по оценке поведения школьников. Новгородская, Ярославская и Тульская области, а также ЛНР, Чеченская Республика и Мордовия станут первыми, где внедрят эту инициативу. Обсуждение нововведения уже активно ведется среди педагогов, родителей и экспертов, согласно информации от Минпросвещения.

Основная цель этой меры — борьба с падением мотивации учащихся, увеличением конфликтов и формальным отношением к школьным правилам. Оценка поведения, по замыслу ведомства, должна помочь создать более здоровую атмосферу в классах, предоставляя обратную связь как за нарушения, так и за положительные поступки.

Процесс оценки будет осуществляться классными руководителями с учетом мнений других учителей и администрации, основываясь на заранее установленной системе критериев. Обсуждения будут проходить анонимно и с участием родителей и самих учеников. Хотя подобная практика существовала в советских школах, акцент сейчас делается на прозрачности и открытости. В некоторых странах Европы и Азии поведенческие оценки применяются в основном для младших классов, а казахстанский эксперимент начала 2020-х годов показал снижение конфликтов на 20%.

В России пилотный проект будет адаптироваться в процессе, чтобы оценить его влияние на дисциплину, мотивацию и атмосферу в классах. Однако это также приведет к увеличению нагрузки на учителей, которым придется обосновывать выставленные оценки. Реакция родителей на нововведение разнится: одни поддерживают идею четких правил и контроля, другие выражают опасения по поводу возможного давления на детей.