Экономика внимания: новое явление цифровой эпохи

Сегодня успех того или иного бизнеса всё больше начинает зависеть от внимания потребителей. И речь идёт не только об умении маркетологов приковать взгляды непосредственно к продукту, но и к самому бренду, к его истории и философии. Сам термин «экономика внимания» всё прочнее входит в нашу жизнь и представители крупного бизнеса уже успели осознать всю его значимость.

В эпоху интернета внимание безусловно является одним из самых важных ресурсов для успешного продвижения на рынок товаров или услуг. Развитие цифровых технологий оказало огромное влияние на фундаментальные изменения поведенческих паттернов человечества, и прежде всего – потребительских. Правительство уже открыто называет человека «новой нефтью», тем самым подчёркивая, что он стал основным ресурсом, за который будут бороться и локально, и глобально.

Перенасыщение контентом

Сама концепция глобальной сети предполагает не только свободное распространение контента, но и, прежде всего, его генерацию. Причём создавать его может любой пользователь, у которого есть выход в сеть. В итоге количество информации, генерируемое ежесуточно, измеряется уже эксабайтами.

Всё это сформировало новую реальность, в рамках которой экономика внимания стала одной из центральных дисциплин, о которой всё чаще пишут. Подлинных специалистов в этой области сегодня можно пересчитать по пальцам, но в будущем их может стать гораздо больше.

Способы «выжить» в эпоху экономики внимания

Общество начало ощущать все признаки «цифрового переедания» и обострившуюся борьбу за внимание как групп индивидов, так и отдельных его членов. Со временем сложились некоторые способы «выживания» в мире контентного изобилия:

  • диджитал-детокс – ещё один новый термин эры цифрового потребления. Многие члены современного общества чисто интуитивно ощутили потребность периодического воздержания от гаджетов и интернета. Со временем это вылилось в самый настоящий тренд;
  • полное равнодушие к любому типу рекламы стало естественным итогом «перекармливания» ею общества. Потребитель научился полностью игнорировать большинство видов стандартной рекламы, причём в ряде случаев можно говорить и о развитии обратного эффекта от неё. Именно поэтому в последние годы широкое распространение получил формат «нативной» рекламы;
  • критическое отдаление стало ещё одним трендом в эволюции поведения человека, являющегося членом общества потребления. Суть его заключается в тотальном недоверии ко всему «официальному» и, напротив, повышение авторитета всего «альтернативного».

Согласно последним исследованиям, каждый владелец смартфона прикасается к нему пальцем более двух тысяч раз ежедневно. Это говорит о том, что коммуникации вышли на совершенно иной уровень и борьба за внимание каждого человека будет лишь обостряться. И если для одних это станет проблемой, то другим даст новые возможности.