Дороги будущего: как система "Платон" помогает развитию транспортной инфраструктуры Чувашии
В Чувашской Республике активно ведутся масштабные работы по модернизации транспортной инфраструктуры. Одним из ключевых событий конца 2024 года стало завершение реконструкции моста через реку Малый Цивиль на 37-м километре федеральной автодороги А-151 Цивильск – Ульяновск. Этот проект стал не только важным этапом в развитии дорожной сети региона, но и ярким примером эффективного использования средств, поступающих от госсистемы "Платон".
В рамках реконструкции дорожники построили новый правый мост через реку Малый Цивиль, заменив старое сооружение. Благодаря этому ширина проезжей части увеличилась с 7 до 11,5 метров, а количество полос движения на подходах к мосту выросло с двух до четырех. Общая протяженность модернизированного участка составила 3,5 километра.
Для повышения прочности дорожного покрытия было уложено два-три слоя асфальтобетона общей толщиной 24 сантиметра. Это позволит выдерживать нагрузку свыше 8 тысяч автомобилей в сутки. Кроме того, для ликвидации опасных левых поворотов на 34-м и 36-м километрах трассы были построены разворотные петли с переходно-скоростными полосами. Эти нововведения обеспечивают безопасное выполнение маневров и плавное вливание в транспортный поток.
Эффективность проведенных работ подтверждается статистикой. По итогам 2024 года количество дорожно-транспортных происшествий на федеральных трассах Чувашии сократилось на 28,7 %, число пострадавших уменьшилось на 38 %, а погибших – на 17,8 %. В первые два месяца 2025 года положительная динамика продолжилась: число ДТП снизилось на 61,8 %, а количество погибших и пострадавших уменьшилось на 57,1 % и 62,2 % соответственно.
На период с 2025 по 2030 годы запланирован ремонт 11,3 километра федеральных дорог и 387,1 погонного метра искусственных сооружений. В частности, работы коснутся участка трассы М-7 "Волга" с 601-го по 612-й километр, а также путепровода через железную дорогу на 42-м километре трассы А-151 Цивильск – Ульяновск. На 51,1 километре федеральных дорог будут обустроены защитные слои для продления срока службы покрытий.
Все эти достижения стали возможны благодаря комплексному подходу к финансированию дорожных работ. Одним из ключевых источников средств является государственная система "Платон", которая обеспечивает сбор платы за проезд большегрузного транспорта по федеральным трассам. Эти средства направляются на строительство новых объектов инфраструктуры, реконструкцию существующих дорог и повышение их безопасности.
Государственная система «Платон» представляет собой один из крупнейших проектов государственно-частного партнерства, который обеспечивает стабильное финансирование Федерального дорожного фонда. На данный момент в системе зарегистрировано свыше 1,915 миллиона транспортных средств и 861 тысяча компаний-грузоперевозчиков. Оператор системы, компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», передала перевозчикам более 2,68 миллиона бортовых устройств.
Грузоперевозчики Приволжского федерального округа активно подключаются к системе: в регионе зарегистрировано более 235 тысяч грузовых автомобилей. Среди лидеров по числу регистраций выделяются Республика Татарстан (свыше 65 тысяч), Нижегородская область (более 34 тысяч) и Самарская область (более 32 тысяч). Это свидетельствует о значимости системы «Платон» не только как инструмента для финансирования дорожного строительства, но и как механизма для формирования прозрачной и эффективной экосистемы автомобильных грузоперевозок.
Несмотря на достигнутые успехи, система «Платон» сталкивается с рядом сложностей, вызванных внешними обстоятельствами. В некоторых южных регионах России перевозчики начали замечать проблемы, связанные с воздействием систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Эти системы могут создавать помехи в работе спутниковых сигналов GPS/ГЛОНАСС, которые используются бортовыми устройствами системы «Платон». В результате сигналы могут искажаться или вовсе исчезать, что приводит к некорректной фиксации проезда грузовых автомобилей через контрольные рамки. Это иногда становится причиной ошибочного начисления штрафов за якобы неисправность бортового устройства.
Кроме того, влияние РЭБ затрагивает и работу тахографов, что создает дополнительные трудности для перевозчиков. Тем не менее оператор системы «Платон» совместно с профильными ведомствами активно работает над решением этой проблемы. Проводится детальный анализ ситуации, разрабатываются новые алгоритмы для минимизации ошибок и обеспечения защиты данных от внешних помех. Также ведется взаимодействие с Ространснадзором и другими государственными структурами для корректировки процессов обработки информации и исключения случаев необоснованных штрафов.