Возвращение оценок за поведение в школах: возможные последствия и дискуссии

С сентября 2025 года в России может быть запущен пилотный проект по введению системы оценивания поведения учеников. Об этом сообщил министр просвещения Сергей Кравцов, подчеркнув, что нововведение будет тщательно проработано для обеспечения его эффективности.

Инициатива находится под личным контролем президента Владимира Путина, который поручил организовать широкое обсуждение с участием профессионального и родительского сообществ. Глава государства отметил, что оценка за поведение должна иметь такой же статус, как и академические оценки. Итоги обсуждений должны быть представлены президенту до 1 июля 2024 года.

Исторический контекст

Система оценок за поведение существовала в советской школе. В 1943 году были утверждены "Правила для учащихся", где пятерка ставилась за безупречное поведение, а двойка могла стать основанием для исключения из школы. Позже цифровая система сменилась словесными характеристиками ("примерное", "удовлетворительное", "неудовлетворительное"), а в конце 1980-х годов практика была полностью отменена.

Возможные последствия

Председатель Совета по правам человека Валерий Фадеев предложил недопуск к выпускным экзаменам учеников с неудовлетворительной оценкой по поведению. Это указывает на серьезность возможных последствий для школьников.

Цели нововведения

Министерство просвещения рассматривает систему оценок за поведение как инструмент для формирования дисциплины и ответственности у учеников. Однако эксперты и родители выражают опасения, что новая система может оказаться слишком жесткой и повлиять на будущее детей.

Что дальше?

До конца июня 2024 года будут проведены широкие обсуждения, в ходе которых планируется определить механизмы внедрения и критерии оценивания. Решение о масштабном запуске системы зависит от результатов пилотного проекта.