Шинные компании снова в беде, экологи бьют тревогу

В 2023 году Агентство по охране окружающей среды США подало иск против ряда шинных компаний из-за гибели рыбы в реке, требуя от компаний изменить свои формулы и не использовать традиционные средства против старения. Хотя в итоге эту «токсичную» формулу временно разрешили из-за технических проблем и вопросов безопасности вождения, после всех неприятностей реформирование шинной продукции стало самым «срочным» вопросом в будущем отрасли.

Наибольшее влияние оказывает использование зимних колес в теплое время, когда состав протектора максимально подвержен истиранию. Вполне возможно, что в Европе будут приняты более строгие рамки использования зимних или всесезонных моделей автошины. Летние автошины по своему составу более жесткие, однако существует версия заведомого снижения ресурса, стимулируя клиентов покупать новый комплект летних шин.

Однако на самом деле это не единственное, что заставляет шинную отрасль менять свою формулу. В 2024 году Европа также выставит «ультиматум» шинным компаниям — исследовательская группа обнаружила большое количество частиц резины в британской дренажной системе.

Недавно европейский отчет показал, что износ резины загрязняет водные ресурсы Земли.

Совместное исследование университетов Плимута и Ньюкасла проанализировало образцы, собранные на некоторых из самых загруженных маршрутов на юго-западе и в центральных графствах Англии. В выборку вошли дренажные системы вдоль самых оживленных дорог Великобритании.

В дренажных системах команда обнаружила большое количество частиц износа резины. Однако эти дренажные системы в основном используются для прудов-отстойников и заболоченных территорий между улицами, поэтому 75% частиц износа шин не сбрасываются в реки.

Фактически, если микрочастицы будут сброшены прямо в реку, не будучи перехвачены, это может спровоцировать новый экологический иск против шинных компаний. По данным Плимутского университета, частицы износа автошин (TWP) были обнаружены в каждом из 70 собранных образцов, что подтверждает предыдущие выводы о том, что шины представляют собой значительную угрозу для окружающей среды.

Однако в публичном отчете, опубликованном университетом 12 апреля 2024 года, университет также заявил, что благодаря добавлению прудов-отстойников на дороге 75% частиц износа колес удерживалось в прудах-отстойниках.

Все загрязняющие вещества связаны с шинами

Чтобы шинная промышленность не могла оспорить полученные результаты, в отчете даже был раскрыт метод измерения, разработанный доктором Джеффом Эбботтом, преподавателем органической геохимии в Школе естественных и экологических наук (SNES) Университета Ньюкасла.

Этот «революционный подход» обнаруживает частицы, полученные из шин, в окружающей среде с помощью пиролизной газовой хроматографии-масс-спектрометрии (Py-GC-MS) для определения и количественного определения мономерного состава микропластика в окружающей среде.

В ходе исследования метод помог команде идентифицировать конкретные компоненты микро- и нанопластика, что, в свою очередь, определило, что большая часть загрязнений поступает из протекторов автомобильных колес. Использование транспорта в отдаленных уголках говорит о развитости туристической сферы, каждый приезжий хочет посетить как можно больше интересных и завораживающих уголков. Автомобили взятые напрокат, редко отвечают строгим правилам безопасности и часто устанавливают самые бюджетные модели колес.

Если этот метод обнаружения используется для мониторинга глобальных источников воды, то, по оценкам, в мире нет места, где источники воды не содержали бы частиц изношенной резины, что, по-видимому, означает, что автошины стали одним из крупнейших источников загрязнения в мире.

Исследователи также обнаружили, что основной путь распространения частиц включает перенос ветром, а это означает, что помимо рек микрочастицы присутствуют и в воздухе.

Четвертая модернизация шинной отрасли – устойчивое развитие

С вспышкой гибели рыбы в США и наличием частиц износа колес в реках Европы устойчивое развитие шинной промышленности действительно стало общей тенденцией для всей отрасли.

Цель этого доклада – не остановить развитие шинной промышленности, а призвать ее к поиску более систематических решений. Исследователи упомянули, что одним из методов является улучшение конструкции автошины.