Ретромания в музыке — почему поп-певцы перепевают старые песни
Фраза «всё новое – есть хорошо забытое старое» уже успела набить оскомину, особенно если говорить о разного рода музыкальной критике. С одной стороны, можно порассуждать о том, что в природе всё циклично и развивается по спирали (в ряде вопросов – это действительно так). С другой – в шоу-бизнесе всегда было понятие мейнстрима и тренда.
Так почему же современные молодые артисты, большинство из которых родилось в первые годы «нулевых», обращаются в своём творчестве к музыке пап и мам, а то и вовсе бабушек и дедушек?
Понятие ретромании
Под ретроманией принято понимать стремление к ретрокультуре, которое может выражаться во всех сферах человеческой жизни и в том числе (а может, и прежде всего) в поп-музыке.
Одним из наиболее фундаментальных трудов на эту тему написал английский музыкальный критик и журналист Саймон Рейнольдс. В своей книге, которая называется «Ретромания. Поп-культура в плену собственного прошлого», автор не беспредметно рассуждает о том, почему молодые артисты настолько часто стали обращаться к наработкам предшественников.
Причины притягательности
Среди главных характеристик ретрокультуры, которые притягивают современных творцов, Рейнольдс выделяет следующие:
- любая вещь, образ или песня из категории «ретро» неизбежно ассоциируется с недавним прошлым, которое воспринимается как «всё ещё живое»;
- открытый доступ к базе песен, фильмов и литературы, которая позволяет максимально точно изучить приметы того времени и веяний тогдашней моды;
- ретрокультура никогда не была элитарной, она ориентировалась строго на массового потребителя;
- данная субкультура никогда не занималась идеализацией прошлого, а лишь немного романтизировала отдельные его аспекты, оставаясь при этом ближе к настоящему.
Основу любой ретрокультуры составляет ностальгия по прежним временам на фоне всё более ускоряющегося технического прогресса.
А что у нас
Отечественная эстрада начала ностальгировать по культуре бабушек и дедушек ещё в советский период, когда в «Брежневскую эпоху» внезапно обрели популярность дореволюционные романсы. Позже, в эпоху пост-перестройки, как грибы после дождя стали появляться так называемые «вокально-инструментальные ансамбли» (ВИА), которые даже самой аббревиатурой перед названием делали явную отсылку к поп-культуре СССР.
Ностальгия вылилась и вовсе в отдельный телевизионный проект «Старые песни о главном», который демонстрировали под Новый год по главному федеральному каналу. Спустя ещё 20 лет в моду начали входить «Дискотеки 90-х», которые собирали огромные толпы поклонников.
Современные же артисты обращаются ко всем эпохам сразу, включая «нулевые». Клава Кока, Элджей, Тима Белорусских, Nileto – эти и другие популярные исполнители в прямом смысле «сорвали джек-пот», экспериментируя на базе музыки прошлого.
Разберём на примере
Стереополина – молодая и перспективная певица, работающая на стыке жанров синти-попа и дискотеки 90-х. По признанию артистки, она планировала заниматься более каноничной музыкой, ориентируясь на столпы жанра западной Европы. Однако, отсутствие релевантного опыта побудило исполнительницу взять за референс именно отечественную музыку времён перестройки. Причём речь идёт не только о советской эстраде, но и популярной тогда рок-сцене в лице таких групп, как «Агата Кристи» или «Наутилус».
Влияние ретрокультуры в конце 90-х настолько выросло, что появилась новая станция радио фм «Хит FM», на волнах которой можно было услышать огромное количество музыки, столь желанной для ностальгирующей аудитории.